Время широких возможностей
Ребята из Ивановского района по-новому изучают школьные предметы Лабораторные работы запомнились школьникам Среди школьников из нашего муниципалитета все больше ребят увлеченных,
Ребята из Ивановского района по-новому изучают школьные предметы
Лабораторные работы запомнились школьникамСреди школьников из нашего муниципалитета все больше ребят увлеченных, интересующихся наукой и современными технологиями. Они занимаются на базе центров «Точка роста», разрабатывают проекты, которые становятся победителями различных конкурсов.
А еще ребята активно участвуют в профильных сменах, сессионных школах, интенсивах и семинарах, которые проводятся в ивановском центре «Солярис» и детском технопарке. На дополнительных занятиях учащиеся не только знакомятся с темами не из школьной программы, но и разбирают задания, которые могут встретиться на областных олимпиадах. На некоторых из них они пробовали отличать совершенно одинаковые по внешнему виду вещества, определяли количество витамина С в соке, рассматривали клетки растений под микроскопом, и даже учились определять основные безусловные рефлексы малышей. Своими впечатлениями дети поделились с «Нашим словом».
О реакциях и превращениях
Как отметил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, занятия в «Солярисе» должны быть доступны всем школьникам, которые тянутся к знаниям. «Это, прежде всего, центр работы с одаренными детьми, которых мы будем отбирать со всего региона, и где во главе угла — доступ к последним технологиям. Прошу сосредоточиться на развитии наших детей», — поставил задачу он в рамках открытия учреждения.
Год назад, когда «Солярис» в Иванове только начал свою работу, заявки на участие в первых профильных сменах подали самые смелые ребята со всей области. Одним из них был ученик Новоталицкой средней школы Нарек Хачатрян, который занимался в «Зимней сессионной школе» по направлению «Наука (химия)». Он тогда поделился, что в рамках профильной школы совместно с преподавателем ребята разбирали не только теоретические аспекты, но и практические методы, например, титрование, информация о котором не входит в базовую школьную программу по химии. Нарек уверен, что знания, полученные в «Солярисе», помогут ему при поступлении в вуз. Юноша планирует стать врачом.
Дополнительные занятия по химии проводятся в центре до сих пор. «Мы разбираем задачи физической химии, задания, которые касаются определения формул веществ, реакций на цепочку превращений. Они неординарные, комбинированные. Для решения задач нужно обладать не просто базовыми знаниями, но и химической логикой, химической интуицией», — рассказала доцент ИвГУ Елена Лапыкина.
Задания касались разных жизненных сфер и ситуаций. В одном из них, например, нужно было определить, что за опасное вещество нашел химик Юра в своей лаборатории, в других — обозначены медицинские вопросы про анестезию (наркоз), гемоглобин и не только.
Совместно с сотрудником ИГХТУ Надеждой Торшининой школьники выполняли экспериментальное задание в химической лаборатории. Ребята учились готовить растворы, работать с ними, запоминали, как выполняется лабораторная работа.
В этом учебном году участницей интенсивной смены по химии стала ученица девятого класса Новоталицкой средней школы Дарья Чиркова. В течение четырех дней Даша вместе с другими ребятами из разных районов Ивановской области занимались с преподавателями вузов по углубленной программе.
Школьники решали задачи по химии d-элементов, термодинамике, химической кинетике и равновесию в газовой фазе (принципу Ле-Шателье). Также они приняли участие в практикуме по выполнению экспериментальных заданий, попробовали выполнить обменные реакции в растворах, расчет концентрации.
— Особенно запомнилась подготовка к олимпиадным заданиям по химии. Мы проводили различные лабораторные работы. Например, с помощью опытов различали вещества в одинаковых пробирках. На теоретических занятиях мы проходили материал, которого нет в школьной программе. Иногда было сложно и непонятно, но в целом познавательно. Преподаватели ответили на все наши вопросы. Добавлю, что занятия в «Солярисе» — замечательная возможность подробнее изучать то, чем интересуешься. Наука — это совсем не скучно! — рассказала Дарья.
Отметим, что школьница не только посещает дополнительные занятия в «Солярисе», но и является активной участницей мероприятий в Ивановском районе. Много времени она посвящает работе над различными проектами. Так, например, в прошлом году Даша стали призером одного из муниципальных конкурсов среди школьников. Вместе с одноклассником Егором Трусовым она презентовала работу «Использование технологий 3D-моделирования для создания макета анатомической кисти человека».
После окончания школы Дарья планирует поступать на специальность, связанную с химией. Девятиклассница уверена, что знания, полученные в рамках профильной смены, помогут ей при подготовке к ЕГЭ.
Вооруженным глазом
Одновременно с Дарьей в интенсиве центра «Солярис» участвовал и ее одноклассник Егор Трусов. Однако юноша выбрал направление «Биология».
В одной из профильных смен участвовал Егор Трусов.В настоящее время Егор больше времени посвящает компьютерным «наукам». Он является призером региональной проектной олимпиады по технологии и 3D-моделированию «ТехноАрт», в составе команды Новоталицкой средней школы стал лауреатом областного чемпионата по программированию «Код Будущего 37». В то же время Егор интересуется и биологией.
— С детства сын с удовольствием изучал окружающий мир, живых существ. Мы с мужем поэтому и подарили ему микроскоп на один из дней рождения. Если бы «Солярис» открылся чуть раньше, уверена, Егор бы постоянно ездил туда на занятия — настолько ему понравилась профильная смена, в которой он участвовал. У ребенка горели глаза, — рассказала мама Егора, жительница Ново-Талиц Елена Трусова.
Для юных биологов преподавателями ивановских вузов были проведены занятия по организации клетки, принципам зоологической систематики, сравнительной анатомии и физиологии некоторых систем органов позвоночных животных, экологическим группам растений, филогении беспозвоночных животных.
На практикумах ребята занимались морфологическим описанием цветкового растения, рассматривали ткани образцов, а также работали с оборудованием.
— Особенно запомнилось занятие, где мы изучали под микроскопом клетки лука и водорослей. Оказалось, что прибор увеличивает в тысячу раз! Для сравнения: мой домашний микроскоп — в 400 раз. А в школе у нас вообще нет микроскопов. Это было действительно интересно. Кроме того, лекции нам прочитали преподаватели вузов. Темы были не из школьной программы. Также для нас провели выездную экскурсию в музей ИвГУ. Всем участникам смены предоставляли обеды, а приезжим — место для проживания, — добавил Егор.
Ребята работали с микроскопамиВрачи будущего
Другие школьники из Ивановского района также не упустили свою «тысячу возможностей». Старшеклассники из нашего муниципалитета приняли участие в семинаре по физике, преподавателем которого традиционно выступает Юрий Будков, ведущий научный сотрудник института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (Москва) и заведующий лабораторией Института химии растворов РАН (Иваново). В течение двух дней они решали нестандартные физические задачи по термодинамике и молекулярной физике.
Другие ребята смело подали заявки на профильную смену «Врачи будущего». Школьники изучали деление клетки, жизненные циклы организмов, молекулярные взаимодействия в клетке, решали задачи по окислительно-восстановительным реакциям в неорганической и органической химии.
«Наша жизнь — это совокупность химических реакций. Если в организме происходит сбой, у человека возникает заболевание. Доказательством того, что любая патология — это изменение химических реакций, является то, что основной способ лечения человека — фармакотерапия. Это введение в организм вещества, лекарства, которое вызовет изменение хода химических реакций, их направление и скорость, что приведет к эффекту выздоровления», — подчеркнула преподаватель химии ИвГМА Ольга Гришина.Также педагог рассказала ребятам о влиянии витаминов на организм человека, а на практикуме школьники учились определять количество витамина С в соках.
Часть занятий интенсивной смены прошла на базе ИвГМА. Там были организованы практикумы по оказанию первой медицинской помощи, по анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, а также мастер-класс по анатомо-физиологическим основам новорожденного, уходу за ребенком. Помимо этого, дети пробовали останавливать капиллярное кровотечение с помощью бинтовой повязки, а также накладывать жгут при артериальном кровотечении, прослушивали легочное дыхание с помощью фонендоскопа, измеряли артериальное давление механическим тонометром.
«Машинное зрение»
А ученики Куликовской и Богородской средних школ отправились в ивановский детский технопарк «Кванториум. Новатория». Занятия также прошли при поддержке центра «Солярис».
Ученики Куликовской и Богородской средних школ отправились в ивановский детский технопарк «Кванториум. Новатория».Школьники из Куликова приняли участие в мастер-классах по робототехнике и аэротехнологии с использованием 3D-моделирования. Они работали с беспилотными технологиями, узнали, что такое «машинное зрение». Затем ребята изучали лазерный станок. Дети проектировали собственные талисманы и отправляли их на лазерную резку. После этого ребята освоили 3D и фотополимерные принтеры, работали в специальной детской программе для 3D-моделирования. На мастер-классе по робототехнике дети знакомились с зубчатыми передачами, смотрели, как работают моторы, мастерили машины с датчиками.
Учащиеся 6 и 7 классов Богородской средней школы в свою очередь научились работать в программе Scratch и конструировали роботов-вентиляторов. После занятий у ребят осталось множество ярких впечатлений.
Алена КОРОЛЕВА
Фото: центр «Солярис»
Последние новости
Уборка урожая в Ивановской области завершена
Зерновые и зернобобовые культуры собраны с высокими урожаями.
Проблема депрессии: как она влияет на жизнь людей
Депрессия становится все более распространенной проблемой в современном обществе.
Всемирный день сохранения психического здоровья
Важность обращения за помощью в трудные времена.
Гофрокартон в индустрии упаковки: преимущества и недостатки
Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров