Ивановское УФАС подвело итоги правоприменительной практики за 2023 год

15 февраля 2024 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области провело публичные слушания по вопросам правоприменительной практики Мероприятие состоялось в формате онлайн-трансляции в сети «И

15 февраля 2024 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области провело публичные слушания по вопросам правоприменительной практики

Мероприятие состоялось в формате онлайн-трансляции в сети «Интернет» в группе Ивановского УФАС России в социальной сети «ВКонтакте» и было посвящено подведению итогов деятельности управления за 2023 год.

Заместитель руководителя управления Татьяна Михеева рассказала об итогах деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок за 2023 год.

В 2023 году поступило 289 жалоб на нарушение Закона о контрактной системе (в 2022 году – 207 жалоб): 25 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 142 жалобы при проведении закупок областными заказчиками, 122 жалобы при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 14 жалоб (подача жалоб за пределами срока обжалования; подача жалобы без указания реестрового номера контракта в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе),

- 36 жалоб отозвано заявителями,

- 6 жалоб направлено по подведомственности;

- 135 жалоб признано необоснованными (в 2022 году – 89 жалоб),

- 98 жалоб признано обоснованными (в 2022 – 79 жалоб).

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении 91 закупки были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, благоустройства, ремонта, здравоохранения.

Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:

- заказчики неверно применяют правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145;

- не устанавливаются либо неверно применяются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (дополнительные требования по ПП РФ №2571);

- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 66 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.

В 2023 году в Ивановское УФАС России поступило 141 обращение о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2022 году 109 обращений), принято 59 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2022 году – 38).

В 2023 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением было рассмотрено 148 дел об административных правонарушениях (в 2022 году - 172); вынесено 40 постановлений о наложении штрафов (в 2022 году вынесено 69 постановлений о наложении штрафов); вынесено 104 постановления о замене административного наказания на предупреждение; вынесено 2 постановления о признании допущенного нарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ); 2 постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Татьяна Михеева отметила, что снижение количества наложенных штрафов обусловлено разъяснением Верховного Суда РФ правил замены штрафа административным предупреждением: так, Верховный суд установил, что истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Сумма наложенных Ивановским УФАС России штрафов в 2023 году составила 714 тыс. руб. (в 2022 году – 584 035,68 руб.), сумма уплаченных штрафов составляет 336  500,9 руб. (с учетом уплаты половины суммы наложенного штрафа в соответствии с ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ). Все штрафы своевременно оплачены. Увеличение суммы наложенных штрафов при уменьшении количества штрафов в 2023 году обусловлено изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе, касающимися отмены документации о закупке и размещения заказчиками только извещений о закупке при проведении открытых закупок в форме электронных аукционов и конкурсов, ввиду чего нарушения требований к формированию описания объекта закупки и извещения о проведении закупки указанными способами образуют иной состав административного правонарушения (ч. 1.4 вместо применяемой до изменений ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), штраф за нарушение которого составляет 15 тыс. рублей (3 тыс. рублей по ч.4.2 ст.7.30 КоАП).

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Ивановским УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (в части нарушения требований к формированию описания объекта закупки и извещения о закупке) – ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (69 дел);

- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок / признание заявки участника закупки советующей извещению о закупке, в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2, ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ (17 дел).

Заместитель руководителя управления  - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Елена Чугунова выступила с докладом "Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2023 год".

Далее заместитель руководителя управления Татьяна Михеева рассказала о результатах работы Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе за 2023 год, отметив, что количество поступающих в антимонопольную службу региона жалоб на рекламу заметно возросло в отчетный период.

Всего в отчетный период возбуждено и рассмотрено 30 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, это более чем в два раза превышает показатель 2022 года (12 – в 2022 году). Большинство дел возбуждены по результатам рассмотрения поступивших в службу заявлений. Было выдано 24 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которые своевременно исполнены. Вместе с тем, по сравнению с предыдущим отчетным периодом их количество увеличилось на 25% (6 – в 2022 году). В остальных случаях нарушения были устранены ответчиками добровольно.

Управлением рассмотрено 79 (53 – в 2022 году) заявлений о распространении рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе: выдано 54 (42 - в 2022 году) отказа в возбуждении дела по Закону о рекламе, еще 10 (8 - в 2022 году) – в соответствии с КоАП РФ. 

По структуре всех выявленных нарушений в 2023 году тенденция немного изменилась в сравнении с предыдущими периодами.

1). Традиционно реклама, поступающая абонентам по сетям электросвязи без их согласия, являлась одним из лидеров среди рейтинга нарушений, фиксируемых антимонопольной службой (ч.1 ст.18 Закона о рекламе).

Однако в 2023 году Ивановское УФАС России рассмотрело 17 заявлений о распространении спама. При этом нарушение Закона о рекламе в последствии было подтверждено только в пяти из данных случаев (1 дело перешло на 2024 год) .

2). Что касается содержания нежелательных смс, признанных незаконными в текущем периоде, то это по-прежнему навязывание финансовых услуг.

Практика работы антимонопольной службы последних лет наглядно демонстрирует, что для целей распространения рекламы финансовой деятельности и соответствующих услуг рекламодатели все чаще выбирают способы донесения информации по сетям электросвязи (смс и звонки). Существенной тенденцией в практике выявления нарушений Закона при распространении рекламы финансовых услуг является снижение количества фактов ее размещения в печатных СМИ и на рекламных конструкциях. При этом соответствующие факты в основном попадают в сферу контроля антимонопольной службы только в случае направления абонентом (адресатом) жалобы на спам.

Вместе с тем, интересно, что в отчетном периоде лидируют среди выявленных фактов не нарушения, связанные с рекламой финансовой деятельности (таких дел всего лишь чуть более 6%).

3). Большое количество рассмотренных Управлением дел (12) в 2023 году связано с несоблюдением требований к распространению рекламы в средствах массовой информации – это и превышение допустимого объема рекламы, и отсутствие необходимой пометки, информирующей потребителей о размещении коммерческой информации.

4). Однако первую строчку по количеству принятых решений о признании рекламы незаконной занимает недостоверная реклама (40%), при этом ее процент относительно всех выявленных нарушений по сравнению с предыдущим периодом вырос на 7 единиц.

Возвращаясь к итоговым показателям, Татьяна Михеева сообщила, что Ивановским УФАС России на основании принятых решений о признании рекламы незаконной по всем выявленным фактам ее распространения в отчетном периоде вынесено 16 (12 – в 2022 году) постановлений о привлечении к административной ответственности. На сегодняшний день уплачено 180 тысяч рублей из штрафов, наложенных за нарушение законодательства о рекламе (что составляет почти 98% от общей суммы, подлежащей взысканию).

При этом в отчетном периоде не отменено ни одно решение, предписание либо постановление Ивановского УФАС России, принятые по фактам нарушения требований законодательства о рекламе.

С текстами докладов можно ознакомиться на сайте Ивановского УФАС России в разделе «Публичные обсуждения» (вкладка «Доклады»).

С полной видеозаписью мероприятия можно ознакомиться по ссылке.

Последние новости

В Ивановской области обсудили меры поддержки социального предпринимательства

Фото: Дмитрий Рыжаков В центре "Мой бизнес" Ивановской области обсудили меры поддержки социального предпринимательства, сообщила пресс-служба правительства региона.

Знать, чтобы противостоять

Тема наркомании в наши дни становится все актуальнее. Эта страшная беда разрастается, поражая чаще подростков и молодежь.

С начала сезона клещи покусали около 1100 жителей Ивановской области

С начала сезона клещи покусали около 1070 жителей Ивановской области. Это в 2 раза меньше прошлогодних показателей, сообщили в региональном Роспотребнадзоре.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *